Начало -> Путешествия -> Пять дней в Абхазии в ноябре 2012 года

Пять дней в Абхазии в ноябре 2012 года или Не зря! (заметки в дорожной тетради)

Написать об этой короткой поездке на пять дней и четыре ночи меня подвигло совершенно неожиданное обилие впечатлений, которое сопутствовало всему нашему короткому отдыху в Абхазии в первых числах ноября 2012 года.

1 ноября. Москва - Адлер - Пицунда.

Впечатления начались сразу после выезда из аэропорта Адлера, когда мы проезжали мимо огромной пыльной олимпийской стройки с остовами огромных бетонных зданий и бараками рабочих по периметру.

Потом - путь пешком до границы на мосту через реку Псоу. Мост когда-то сквозного шоссе, ведущего вдоль берега, в нескольких местах перегорожен пограничными заборами. Здесь через границу в обе стороны переходят в основном граждане России. Только часть из них - жители Абхазии, а часть - жители собственно России.

В Абхазии местные жители говорят, в основном, на русском языке. Это для Россиян, конечно же, очень удобно. Оказалось, что и между собой многие из местных жителей тоже говорят на русском, хотя большинство из них - абхазы...

На прохождение границы у нас уходит минут пятнадцать.

Перейдя границу, мы подошли к автомобильной стоянке, отбиваясь от предложений договориться о цене поездки прямо на ходу. И не прогадали : нашли миниавтобус, стоимость проезда в котором до Пицунды составила 100 рублей с каждого пассажира.

фото

Кроме нас ехали несколько местных женщин и один мужик из России, который вышел в центре Пицунды и целью поездки которого, по его словам, была разведка мест отдыха следующим летом (аналогичного коммерсанта-разведчика мы повстречали и в Новом Афоне). Мужчина советовал и нам тоже выйти в центре, но мы проехали километра четыре дальше - до развалин рыбзавода и остановились немного проехавего, там, где крутые горные склоны подходят близко к берегу. Здесь, в горных ущельях, среди фруктовых садов, много домиков, в которых летом не так жарко, как на берегу. В одном из таких домов, метрах в двухстах вверх по дороге, мы и остановились на первые две ночи. Вокруг не видно ни одной работающей кафешки, поэтому мы искали место сразу с питанием. Хозяйка согласилась готовить нам еду, но попросила, чтобы мы остановились минимум на три дня, чтобы не зря бельё перестилать на кроватях. Мы уже практически договорились, но так как нас - семь человек, то единого решения остаться здесь мы так принять и не смогли.

Садимся в автобус, водитель тихо грустит, но везёт нас опять в центр Пицунды. Для поднятия водителю настроения, мы ему добавляем ещё пятьсот рублей к ранее оговоренной сумме и едем дальше.

Выйдя на Кипарисовой аллее, мы понимаем, что соотношение цены и качества здесь существенно хуже, чем в первом месте, отправляем водителя с вещами в то место в ущелье на улице Приморской, где мы уже договорились о жилье, а сами идём по Кипарисовой аллее к берегу, по дороге присматривая ресторанчик для ужина и дигустируя домашнее вино. Здесь чувствуется дух цивилизованного отдыха советского периода : та же аллея, статуи и фонтаны, коробки отелей и, наконец, галечный пляж с пирсом на его левом краю, за которым путь дальше вдоль берега и по сосновой роще перегорожен : здесь расположена "Хрущёвская дача", а за ней - территория Российской воинской части. Может быть, присутствие Российских военных и позволило сохранить нетронутыми окрестности Пицунды во время войны 1992 года?!

Вечер в Пицунде

фото

Уже почти закат. На пирсе сидят несколько рыбаков. И всего несколько отдыхащих на весь пляж, уходящий за поворот мыса.

Мы пробуем воду - около двадцати градусов, это по ощущениям даже немного выше, чем температура воздуха. Решаюсь купаться только я один, а остальные только мочат ножки. Наверное, им не верится, что в ноябре можно купаться. Мы закусываем вино фруктами на одиноком столике, стоящем прямо на пляже, и в полумраке вечера отправляемся в ресторан, где нас уже ждут на ужин (тут тоже почти пусто) .

Выйдя из ресторана, ловим большое такси и доезжаем до нашего "Дома у моря".

Национальная еда

фото

За время нашего отдыха нам несколько раз удаётся нормально поесть национальной еды. Я понял, что обязательным атрибутом является "мамалыга" - густая каша из белой кукурузной крупы, заправленная сыром. В одном ресторане нам подали мамалыгу с уже растворённым в ней сыром, а в остальных местах, включая дом Марины и Батала, кусок сыра втыкался посередине круглой кукурузной горки. Что интересно, абхазы не считают мамалыгу кашей, поэтому её не полагается размешивать, как кашу. А вот гречневая каша, которую нам готовила Марина, была очень жидкая : в ней много воды, она заправлена маслом. Мамалыга сама - пресная. Вкус ей даёт сыр плюс острый фасолевый соус "лобио", который заказывается и подаётся отдельно под названием "фасоль по-абхазски".

Второе запомнившееся мне блюдо - копчёное мясо, которое плавает в бульоне большого котла и подаётся на стол горячим. Вкусно!

Ну и, конечно, хачапур - лодочка! Это открытый сверху пирожок из дрожжевого теста, сформованный в виде лодочки. Сверху в лодочку кладут сыр в полужидком виде (с маслом или сваренный в молоке) , а уже готовый хачапур сверху обмазывают маслом и сверху кладут большой кусок масла.

Сколько здесь туристов?

Двадцать лет прошло с войны 1992 года между Абхазией и Грузией. И люди эту войну помнят не по наслышке: даже те, кому недалеко за тридцать, воевали...

В этом году, по впечатлению местных жителей, в Абхазию приехало так много туристов, как не приезжало с Советских времён, т.е. больше двадцати лет. Однако, туристы эти были большей частью очень сильно ограничены в средствах, что обычно не свойственно отдыхающим. У некоторых не хватало денег даже на еду: оставалась только съёмная комната и пляж. Как нам рассказал один таксист, он сам увозил назад к границе с Россией туристов, которые так и не смогли найти летом в Абхазии жильё по своему карману и уезжали, так и не отдохнув. Слухи про жильё за двести рублей в сутки этим летом уже не соответствовали истине: даже по пятьсот не всегда можно было найти жильё.

Мы сняли комнаты за 200 рублей с человека с удобствами на этаже только из-за того, что сезон уже закончился и туристов почти не осталось. Летом эти же комнаты сдавались по пятьсот...

2 ноября. Прогулка вдоль берега около Пицунды

Утро. Слегка замёрзнув ночью под тонким одеялом, я просыпаюсь и бегу в ванную, общую на всю нашу компанию, а также на детей и внуков хозяев, приехавших накануне.

Хорошо, что просыпаемся мы не одновременно, а спешить некуда.

В ожидании завтрака мы прямо на выходе из нашего участка переходим грунтовую дорогу, уходящую в гору, и поднимаемся по лесу вверх по едва заметной тропинке. Выходим на ближайший холм, любуемся на окрестности и собираем каштаны и фундук ...

А потом нас уже хозяйка проводит по своему саду, показывает и даёт попробовать хурму, мандарины и фей-хуа. На холмике под высоким деревом и с видом на море - столик с лавочками. Жалко, места для нас семерых тут не хватит, чтобы позавтракать на природе с видом.

К девяти утра на первом этаже в большой комнате нам накрывают стол дочка и невестка хозяйки. Едим местную еду, пьём вино.

фото

После завтрака мы опять забираемся в гору и идём по хребту вдоль моря до следующего, "Монашеского ущелья". Здесь уже нам попадается столько каштанов, что мы легко набираем более килограмма. Потом хозяйка нам поджарила их...

Это что-то нереальное: я сижу на пляже в плавках за столом, под бамбуковым навесом, пью домашнее вино, а солнце так припекает спину, что приходится накинуть рубаху, чтобы не сгореть. И вокруг практически - ни души!

"Сбыча мечт"

В этой поездке исполнились две мои давние мечты. Одна из них - побывать в Пицунде и увидеть своими глазами её пляж с башнями отелей, стоящими на краю хвойного леса. И вот я, наконец, на этом пляже первого ноября купаюсь и смотрю на эти здания отелей. Они ещё стоят и принимают отдыхающих, правда сейчас вечером мы заметили свет только в паре окон на целое здание.

Вторая моя мечта - с тех же давних времён, когда мне было немного за двадцать : дожить то тех дней, когда я смогу прилететь из Москвы в Адлер на выходные, чтобы отдохнуть и искупаться в море. И сейчас мы делаем именно это: мы добавили в выходным всего два отпускных дня, прилетели в Адлер и получили три полных дня отдыха на море тогда, когда в Москве льёт ледяной дождь и температура - около нуля.

фото

3 ноября. Озеро Рица и Гекский водопад.

Гекский водопад и дорога от него назад к основной трассе оставили у меня существенно больше впечатления, чем озеро Рица, которая которая считалась основной целью сегодняшней поездки в горы.

На озере Рица я увидел ресторанчики, автомобили и автобусы и едящих людей. И это давление цивилизации для меня просто затмило красоту самого озера, которую я почти и не заметил. К тому же мы не нашли хорошего пути вокруг озера, который позволил бы нам остаться наедине с озером. Однако, мы поднялись по боковой асфальтированной дороге вверх примерно с километр и увидели начало тропы на озеро Малая Рица, расположенное в трёх километрах к юго-западу. Мы с Женей прошли по этой тропе всего метров сто, но я понял, что эта тропа теперь будет манить меня и ждать того дня, когда я опять приеду сюда и пройду по ней. И очень похоже, что случится это в такую же золотую осень, когда по этой тропе уже не возят на лошадях сидячих туристов.

А вот Гекский водопад и дорога до него - это действительно экзотично и натурально, особенно в несезон. Дорога на водопад - около семи километров от трассы на Рицу. Первый её километр - крутой каменный серпантин с большими неровностями и каменными выступами, преодолеть которые под силу только настоящим внедорожникам с высокой подвеской: типа нашего Уазика. Видели мы здесь и паркетный джип, но я очень не позавидовал его владельцу, услышав через пару поворотов дороги, как он "поймал" камень своим днищем ... После подьёма дорога выходит на ровное лесистое плато, по которому можно доехать почти до границы с Россией. Подъезжаем к водопаду и видим, что кроме нас здесь - никого. Со всех сторон на нас смотрят склоны гор, покрытые разноцветной листвой золотой осени. А из середины каменной вертикальной стены бьёт широкая струя водопада, падающего метров на тридцать. Но высота водопада ощущается по-настоящему только рядом с ним. А с автомобильной стоянки, от которой мы его впервые видим, он кажется небольшим. Мне очень понравилась речка с крупными валунами в русле, которую мы переходим по пути к водопаду. Интересно выглядят струи водопада при взгляде снизу, почти от его подножия : струи воды ударяются о выступы скалы и разлетаются веерами во все стороны.

Едем назад и просим Батала дать нам пройти последнюю пару километров до трассы пешком. Во-первых - здесь наиболее красивые виды и почти нет автомобилей (всего один нас обогнал за весь спуск). А во-вторых, на этом участке наиболее неприятно ехать в автомобиле : большой уклон, сильно мотает и трясёт.

3-5 ноября. Новый Афон.

Водитель нас подвозит к достаточно удобно расположенной маленькой гостинице на улице Эшба. Селимся по 350 рублей за койку с удобствами на этаже. До всех основных достопримечательностей - рукой подать. Метров двести - до "Парка с лебедями" ("Приморский парк" на карте), через который за полтора дня мы прошли около десятка раз то к морю, а то к ресторанам и обратно.

Купаемся в темноте сразу после приезда. Вода здесь немного холоднее, чем была в Пицунде. Возможно, это просто от приближения зимы, а может, влияет вода из реки, впадающей в море неподалёку.

4 ноября

Сегодня нас приятно удивило тепло здешних мест : после долгого, но несильного дождя выглянуло солнце, и температура поднялась явно выше двадцати градусов по Цельсию: я разделся по пояс и нёс рюкзак на голое тело, жалея о том, что не догадался захватить с собой на отдых шорты.

А как приятно срывать с деревьев мандарины, виноград и хурму и тут же есть их! Эти же фрукты, купленные в магазине, - это совсем не то. Как то, что срываешь со своей грядки, вкуснее покупного ...

Наутро первым делом поднимаемся метров сто к кафе Мзымта, а после вкусного кофе с омлетом идём по дороге вверх в Новоафонскую пещеру. До трёхэтажного здания, из которого начинается подземный путь до пещеры, нам ещё метров триста. Эта пещера, должно быть, уже в третьем десятке посещённых мною, но всё равно ни я, ни мои друзья не жалеем о том, что побывали здесь. В каждой пещере, как, например, в каждых горах, есть что-то неповторимое. Единственное, что огорчает, - это огромный размер туристической группы : около девяноста человек. Порой кажется, что я среди толпы переселенцев, решивших добраться до лучших мест по подземным переходам...

Выйдя из пещеры и не взирая на моросящий дождь начинаем подъём на Иверскую гору, т.е. на ту, на склоне которой мы уже находимся. В качестве цели - четырёхугольная башня на вершине, которая видна почти из любого места Нового Афона и днём, и ночью, благодаря подсветке. По дороге рвём фрукты, свисающие из-за заборов. Примерно через километр подъёма мы сходим с автомобильной дороги и продолжаем движение по приятному некрутому серпантину парковой грунтовки, приводящей нас к вершине. В храме на вершине ставим свечки и спускаемся вниз, проходя в обратной последовательности уже знакомые нам здание входа в пещеру с рыночком напротив и кафе Мзымта.

Далее поворачиваем налево к реке "Псырдзха", протекающей через город, подходим к её водопаду, расположенному прямо в городе (ничего примечательного), а от него поднимаемся вверх по реке к озеру и разбитой, но очень романтичной железнодорожной станции, приютившейся на двухсотметровом участке между двумя туннелями. Основная дорога к станции тоже ведёт, как оказалось, не от водопада, а с запада через ещё один туннель, выводящий к дороге на то же кафе Мзымта.

Прошли мы и дальше вверх по реке, за железную дорогу : увидели там маленький храм в скале и пещеру, в которой по преданию жил святой, и которая, очень вероятно, имеет связь с большой Новоафонской пещерой: примерно в эту сторону везут нас вагончики электропоезда во время экскурсии по пещере.

5 ноября. Сероводородный источник у села Приморское.

Подъезжаем на маршрутке до поворота на источники, а дальше около километра тащим свои вещи пешком. И оно того стоит! За 150 рублей с носа мы сначала моемся под горячим сероводородным душем, потом десять минут сидим в сероводородной ванне, а потом обмазываемся лечебной грязью и сохнем на солнце. Немного волнуемся : смоется ли грязь после высыхания : обошлось! Повторный душ - и вот мы уже опять едем на свеженанятом автобусе до Гагры, на берегу которой мы в последний раз перед выездом из Абхазии обедаем, вспоминаем приятные моменты этих дней и поднимаем тосты за компанию.

До новых встреч, Абхазия!

Абхазия, ноябрь 2012 года.